Поправки в Федеральный закон "О рекламе": какие типы трафика попадают под маркировку
С 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки в Федеральный закон “О рекламе”. Теперь любые виды рекламных объявлений, которые запускаются интернете, должны быть промаркированы, а данные о рекламных кампаниях и юридические данные по договорам должны быть переданы в ОРД. Высшим органом регулирования в рамках обновленного закона является Роскомнадзор.
Поправки в закон коснулись деятельности всех субъектов рекламного рынка, в том числе в сфере CPA: компаний и брендов (рекламодателей), рекламных агентств, рекламных площадок, партнерских сетей и вебмастеров.
В этом материале мы расскажем, какие основные типы трафика попадают и не попадают под маркировку, и что следует делать вебмастерам, чтобы вести свою деятельность в рамках закона.
Любые креативы и материалы, которые запускаются в контекстной, таргетированной и других видах интернет-рекламы, должны быть промаркированы. Пока в качестве исключений в официальных источниках упоминаются рассылки по своей базе, push-уведомления, трансляции теле- и радио-эфиров.
Мы проанализировали отдельные виды трафика с учётом действующего регулирования, и на сегодня можно сказать, что витрины, кешбэк и купонные сервисы не попадают под новое регулирование*. Делимся результатами анализа и лайфхаками ниже.
Однако как сейчас (до появления новых разъяснений от регулирующих и законодательных органов о конкретных типах трафика), так и после - рекомендуем анализировать внешний вид и содержание всех креативов на подобных интернет-ресурсах.
Витрины
Сама витрина – не является рекламой, но надо смотреть содержание и внешний вид в каждом конкретном случае. Например, баннеры на иллюстрации ниже.
Пример 1.
Баннер с заголовком “В тренде: беспроводные наушники”: перебрасывает в раздел каталога с наушниками разных производителей. Этот элемент не является рекламой, так как не содержит продающих элементов и призывов “купить”, и не позволяет выделить товар конкретного продавца.
Баннеры “Сумки кросс-боди. Все модели” и “Ликвидация” — не являются рекламой, так как эта информация не содержит продающих элементов и не выделяет товар конкретного продавца. А вот баннер “Читай-город” — более вероятно, может быть признан рекламой и подлежит маркировке.
Пример сайта-витрины №2: не является рекламой, а представляет собой каталог предложений, изложенных в системном виде БЕЗ привлечения внимания к определенному товару.
Пример 2.
Выдержка из нормативного акта
Витрина не является рекламой, если нет конкретного товара, к которому привлекается внимание, на что обычно обращает внимание ФАС.
“Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой”. (Письмо ФАС N AK/45828/15).
Кешбэк - сервисы
Сервис не осуществляет реализацию каких-либо товаров и представляет собой платформенно-виртуальную рекламную площадку, при помощи которой пользователи получают возможность найти предложения от интернет-магазинов по приобретению товаров с последующим начислением кэшбэка. Пример ниже:
Пример 3.
Сам интернет-ресурс не является рекламой, а представляет собой каталог предложений, изложенных в системном виде БЕЗ привлечения внимания к определенному товару или производителю.
Однако, любой баннер, который выделяет отдельный товар или бренд среди других, особенно на главной (пример: баннер Алиэкспресс на Примере 3) является рекламой и подлежит маркировке.
Пример 4.
Информацию о повышенном кешбэке на главной мы рекомендуем маркировать, так как это выделяет предложения рекламодателей на фоне других.
Выдержка из нормативного акта
“В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Следовательно, на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются”. (Письмо ФАС N AK/45828/15).
Скидочные и купонные агрегаторы
Сам по себе сайт и стандартные баннеры с купонами на нем — не являются рекламой, но отдельные баннеры могут быть признаны рекламой, как например баннер Oкко (см. Примеры 5,6).
Пример 5.
Пример 6.
На Примере 7 часть баннеров промаркирована.
Пример 7.
Обратите внимание: если в пользовательском соглашении площадка сама называет все, что размещено на сайте “рекламой”, то рекомендуем делать маркировку или менять пользовательское соглашение и информацию на сайте из зоны интереса ФАС (пример: ‘не является рекламой..’).
Выдержка из нормативного акта
“В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Следовательно, на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются”. (Письмо ФАС N AK/45828/15).
Партнерская сеть “Где Слон?” стремится сделать максимально комфортным и удобным процесс сотрудничества с партнерами. Если у вас возникли вопросы, пишите нам на почту [email protected].
*Наша позиция может не совпадать с позицией регулятора и судебных органов.